Задать вопрос

Первый класс – вроде института

Скоро конец учебного года – приятный, но одновременно и самый тяжелый период в жизни школьника.

Скоро конец учебного года – приятный, но одновременно и самый тяжелый период в жизни школьника. Ребенок не успевает полностью восстановить силы за неделю весенних каникул, а впереди последняя четверть и большое количество ответственных контрольных работ. Как результат, именно весной у детей часто обостряются неврологические заболевания. Врач клиники EMC детский невролог Сергей Валентинович Герасимов, кандидат медицинских наук, рассказал, на какие симптомы родителям стоит обратить внимание и как помочь детям благополучно дождаться летних каникул.

Уроки до головной боли

Нагрузки у современных школьников очень интенсивные. Кроме уроков, многие дети дополнительно занимаются в кружках, музыкальных школах, спортивных секциях.

«От хронического переутомления весной могут обостряться многие неврологические заболевания. Наиболее частое из них – головная боль напряжения, – говорит Сергей Валентинович. – Но в то же время головные боли могут быть симптомом большого количества других заболеваний. Задача невролога – разобраться в том, что является причиной недомогания».

Головные боли напряжения, как правило, возникают во второй половине дня или во время школьных занятий. Но при этом полностью проходят после отдыха и практически не беспокоят ребенка на каникулах.

«Причины головной боли напряжения могут быть разными, – объясняет невролог. – Они могут возникать от психологической перегрузки, например, у слишком ответственных, переживающих за свои оценки детей или тех, к кому родители предъявляют чересчур высокие требования. Также причиной может быть перенапряжение мышц шеи при неправильной организации рабочего места.

Для профилактики и лечения головных болей напряжения прежде всего нужно оптимизировать режим труда и отдыха школьника, контролировать, чтобы ребенок чередовал интеллектуальные нагрузки с занятиями спортом, не создавать в семье психотравмирующих ситуаций. Снять такие головные боли помогают курс массажа, медикаментозная терапия, курс витаминов группы В».

Пристальное внимание необходимо уделять головным болям у детей, если они сопровождаются дополнительными симптомами: головокружением, тошнотой, рвотой, потерей сознания. Также стоит начать волноваться, если головные боли стали возникать в утренние и ночные часы; если голова болит все чаще и чаще, а приступы становятся более длительными и не проходят после отдыха. В таком случае необходимо обследование.

Более 40% учащихся 6–9-х классов общеобразовательных школ в конце дня испытывают головные боли из-за чрезмерной умственной нагрузки.

Родители, не ждите многого

«Поводом для консультации у детского невролога весной также часто является обострение неврозов у школьников, – отмечает доктор Герасимов. – Причин возникновения школьного невроза множество. Это индивидуальные особенности ребенка, тип его темперамента, черты характера, нестандартность мышления, а также особенности воспитания».

К неврозу может привести недостаточный опыт общения со сверстниками и взрослыми людьми, если речь идет о первокласснике, который не ходил в детский сад, или о ребенке, какое-то время находившемся на домашнем обучении. Завышенные требования родителей, не соответствующие физическим возможностям ребенка,  – еще один повод для возникновения неврозов. Причиной стресса может стать неспособность ребенка адаптироваться к школьному режиму: многим первоклассникам трудно привыкнуть к тому, что приходится долго сидеть на месте, отвечать на вопросы перед всеми и получать за это оценки.

Главное – никогда не сравнивать своего ребенка с другими детьми, чтобы мотивировать его стать лучше или успокоиться

Случается, что ребенок испытывает трудности в общении со своим учителем: ему кажется, что к нему придираются, ставят оценки ниже, чем у других, отчитывают чаще других и так далее. «Ситуация усложняется, если ребенок не находит поддержки в семье, боится расстроить родителей плохой оценкой. Все вместе это приводит к неврозу. А к концу весны, когда пора писать годовые контрольные, сочинения, сдавать экзамены, все эти страхи только усиливаются и превращаются в неврологические проблемы», – подчеркивает врач.

Как отличники становятся двоечниками

«Проявляются неврозы у школьников по-разному. Можно выделить несколько групп детей, страдающих ''школьными неврозами'', – рассказывает Сергей Валентинович Герасимов. – Прежде всего это дети с явными отклонениями в поведении. Они вызывающе ведут себя на уроках, грубят учителю, неуправляемы, проявляют агрессивность по отношению к учителям и одноклассникам. Как правило, учатся они тоже плохо. Самооценка таких детей завышена. Эта группа детей требует комплексного подхода, одновременной работы невролога совместно с психологом и педагогом. Зачастую таким детям необходима медикаментозная помощь».

Только 17% школьников получают удовольствие от учебы. Остальные признаются, что испытывают в школе страх, усталость, раздражение.

Другая история с прилежными отличниками. Изначально они хорошо ведут себя на уроках и их оценки радуют родителей, но в результате перегрузок такие дети вдруг начинают меняться буквально на глазах. У них появляется апатия. Учителя говорят о таком ученике, что он потерял интерес к учебе. Ребенок отказывается посещать школу. Могут возникнуть навязчивые движения, частая перемена настроения, тревога, ухудшается сон. «Для этой группы детей особенно важны нормализация режима дня, подбор поддерживающей медикаментозной терапии, расслабляющий массаж», – рекомендует доктор.

От хронического переутомления весной могут обостряться многие неврологические заболевания

И наконец, третья группа детей – школьники, у которых при внешнем кажущемся благополучии (хорошая успеваемость, хорошее поведение) наблюдаются различные эмоциональные нарушения: боязнь отвечать у доски, при устных ответах с места тремор рук, очень тихая речь, плаксивость. Такие дети всегда в стороне от больших компаний. У них повышенный уровень тревоги, сниженная самооценка, они очень ранимы. В силу застенчивости и повышенной тревожности такие ученики не могут проявить в полной мере свои способности. Порой они могут знать ответ на вопрос учителя, но боятся его произнести даже ради хорошей отметки. Их потенциальные возможности могут полностью раскрываться только в индивидуальной работе. Для этой группы детей характерны большое количество беспричинных, длительных страхов. В особую группу можно выделить страх оказаться несоответствующим, не оправдать ожидания окружающих.

Не надо сравнивать

«Выделение трех форм неврозов у детей очень условно, так как агрессия, апатия и скованность – это все различные варианты психологической защиты, – отмечает невролог. – Форма проявления психологической защиты зависит от характера ребенка, воспитания в семье, самой психотравмирующей ситуации. Самое главное – никогда не сравнивать своего ребенка с другими детьми, чтобы мотивировать его стать лучше или успокоиться. Сравнение может проводиться только в отношении достижений самого ребенка. Тогда ученик понимает, что если он что-то не смог сделать сегодня, то, постаравшись, он этому научится завтра». Невроз у детей школьного возраста легче предупредить, чем лечить. Если состояние ребенка ухудшается, а симптомы невроза усиливаются, нельзя откладывать визит к врачу. «Часто для лечения невроза необходимо комплексное участие психолога, невролога, психотерапевта, массажиста, физиотерапевта», – констатирует доктор.

 

Заложники смартфонов
Утро начинается не с кофе. Исследования показывают, что сотни тысяч людей первым делом, едва открыв глаза, тянутся к смартфону – вдруг сообщение пришло. Потом почитать с экрана новости за завтраком, обедом и ужином. В транспорте – скоротать дорогу за перепиской. В офисе – рабочий чат, дома – общение с друзьями и родственниками. Конечно, удобно, когда в одном маленьком приспособлении столько ценного – информация, общение, развлечения. Но не слишком ли много стало смартфона в нашей жизни? Чем это чревато для здоровья и как можно снизить вредное воздействие, рассказывают врачи клиники EMC – терапевт, взрослый и детский неврологи, офтальмолог.
Коренная проблема кори
Последние месяцы в СМИ все чаще звучат тревожные новости про вспышки кори по всей России. В Петербурге эпидемия или все-таки еще нет? Стоит ли волноваться? Что делать, если ребенок или взрослый не привит от кори? На эти и другие вопросы отвечает заведующий отделением педиатрии Данил Сергеевич Симановский.
Педиатр Михаил Алексеевич Никольский на «Эхо Москвы»: Что надо знать про туберкулез, манту и диаскинтест
Как защитить ребенка от туберкулеза? Когда и где безопаснее делать прививку и есть ли альтернатива этой прививке? Об этом в прямом эфире «ЭХО Москвы в Санкт-Петербурге» рассказал педиатр клиники ЕМС Михаил Андреевич Никольский, кандидат медицинских наук, который ведет приемы детей на дому. Тема настолько важная, что мы решили опубликовать текст этого интервью в сокращенном виде в нашей газете.
Спасибо за обращение в клинику!
Администратор свяжется с вами в течение 30 минут.
Спасибо за обращение в клинику!
Администратор свяжется с вами в ближайшее время.
Ваше резюме успешно загружено!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Спасибо, что подписались на наши новости
Заказать звонок
Мы перезвоним вам через 30 минут

Возникли вопросы?

Нужна консультация?

Хотите работать в нашей дружной команде?

Загрузите Ваше резюме!

Хотите получать новости и специальные предложения клиники ЕМС по электронной почте?

Ошибка